ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции. 

Акты насилия относятся к категории экстремистских, если: 

    а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

    б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям

Первыми признаками экстремизма являются фанатизм и нетерпимость, когда человек упорно настаивает на своей точке зрения и на своих убеждениях. Такой человек не понимает и не хочет понимать интересов и реального положения других людей. Он не желает вести какие-либо разговоры с другими, чтобы обменяться мнениями и предпочитает идти тем путем, который ему кажется наиболее разумным. Понятие самокритичности для него чуждо. Он считает, что прав только он, а все остальные заблуждаются. И поскольку это так, он считает своим долгом обвинять других в нечестии, невежестве и в преследовании эгоистических целей, будто сам он - безгрешный пророк и его слова вдохновляются свыше…

Это и есть фанатизм – самое яркое доказательство экстремизма. Фанатик как будто обращается к людям со словами:

"У меня есть право говорить, а ваше дело – молчать. У меня есть право руководить, а ваше дело – следовать за мной. Я всегда прав, и не могу ошибаться. Ваше мнение всегда неверно, вы мало что понимаете в этой жизни, и все время пребываете в заблуждении!"

Первейшая цель экстремистских актов – не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.

Административную ответственность несут граждане, достигшие 16 лет.

1.  Одним из самых распространенных видов правонарушений является хулиганство. Причем за мелкое хулиганство предусмотрена административная ответственность. За более тяжкое – уголовная.

Разберемся сначала с тем, что такое мелкое хулиганство.

 Согласно ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу. Это может быть:

  • нецензурная брань в общественных местах;
  • оскорбительное приставание к гражданам;
  • уничтожение или повреждение чужого имущества

Все эти действия влекут за собой:

  • либо наложение административного штрафа. Штраф может быть увеличен, если хулиганство сопровождалось неповиновением законному требованию представителя власти.
  • либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Следующим административным правонарушением является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.

Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.

За такое нарушение предусмотрен:

  • либо штраф с конфискацией атрибутики или символики.
  • либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.

Изготовление, сбыт нацистской атрибутики или символики влекут за собой ответственность в виде штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения.

3. Следующее административное правонарушение – производство и распространение экстремистских материалов (предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ). Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности.

 Сюда относятся:

  • труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
  • публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство
  • публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Данное правонарушение влечет за собой:

  • либо наложение штрафа на граждан с конфискацией указанных материалов.
  • либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов.

Круг экстремистских преступлений достаточно широк. В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Все эти преступления можно разделить на несколько групп:

I. Преступления против личности:

  1. убийство по данным мотивам – п. "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ;
  2. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам – п. "е" ч.2 ст. 111 УК РФ;
  3. умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по этим же мотивам – п. "е" ч. 2 ст. 112 УК РФ
  4. умышленное причинение легкого вреда здоровью по указанным мотивам – ч. 2 ст. 115 УК РФ;
  5. побои, совершенные по указанным мотивам – ч. 2 ст. 116 УК РФ;
  6. истязание по тем же мотивам – п. "з" ч. 2 ст. 117 УК РФ;
  7. угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам – п. 2 ст. 119 УК РФ.

II. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина:

  1. дискриминация в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии и т.д. – ст. 136 УК РФ;
  2. воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий – ст. 148 УК РФ
  3. воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них – ст. 149 УК РФ.

III. Экстремистскими преступлениями являются преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства:

  1. хулиганство, совершенное по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы – ч. 1 ст. 213 УК РФ;
  2. вандализм, совершенный по тем же мотивам – ч. 2 ст. 214 УК РФ.
  3. надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по указанным мотивам – п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ.
  4. возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по указанным мотивам – ст. 282 УК РФ;
  5. организация экстремистского сообщества – ст. 282.1 УК РФ
  6. организация деятельности экстремистской организации – ст. 282.2 УК РФ

Одним из важнейших направлений профилактической работы школы является профилактика экстремизма среди учащихся. В своей деятельности администрация школы руководствуется следующими нормативными документами: 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

• признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

• законность;

• гласность;

• приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

• приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

• сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

• неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма. Решение поставленных задач по предупреждению экстремизма может быть достигнуто лишь в тесном сотрудничестве школы, семьи, общественных организаций. Необходимым условием на школьном уровне тесное взаимодействие педагога, психолога, социального педагога при поддержке администрации.

Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:

  • организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности в межэтнических отношениях;
  • внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания межэтнической толерантности учащихся;
  • разработка тематических памяток для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
  • создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников.

 В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

  • оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
  • создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом.

Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде:

  • создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;
  • создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
  • создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  • развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;
  • развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
  • создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Психологическая профилактика экстремистских проявлений у подростков должна идти в образовательных учреждениях в нескольких направлениях:

• создание психологически безопасной поддерживающей, дружественной среды в образовательном учреждении, исключающей психологическое травмирование, как со стороны педагогов, так и в подростковом коллективе;

• выявление подростков групп риска методами, исключающими провоцирование экстремистского поведения;

• проведение серьезной индивидуализированной профориентации для того, чтобы подросток смог справиться с переживанием неопределенной социальной перспективы;

• тренинги с подростками, направленные на помощь в самоидентификации;

• беседы с родителями об особенностях и проблемах подросткового возраста;

• индивидуальные консультации подростков, родителей и педагогов;

• тренинги с педагогами, направленные на осознание ими собственного уровня возрастной толерантности и помощи в выработке умений коммуникации с подростками в кризисных ситуациях.


В целях профилактики экстремизма и терроризма школа взаимодействует с правоохранительными органами, отделом образования и молодежной политики администрации Курортного района Санкт-Петербурга, общественными организациями. 

Учащиеся принимают активное участие в следующих традиционных мероприятиях:

• организация празднования Дня Победы. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых на муниципальном уровне. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», «Бессмертный полк», возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам;

• организация  подготовки молодежи к военной службе: проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований, военно-полевых сборов. 

© 2024. ГБОУ СОШ № 442 Санкт-Петербурга